Помните мальчика с картины «Опять двойка»? Как сложилась судьба героя картины из СССР, которую знали все
«Опять двойка» Федора Решетникова, пожалуй, одна из самых узнаваемых «бытовых» картин всего советского периода. Мальчик приносит домой очередную оценку и приносит очередной повод для грусти и стыда в свою семью, в которой и так нет отца (скорее всего, погиб на войне). Радостно встречает пацана только собака.
Правда, на самом деле, идею для картины художнику подкинула его дочь Люба. Она периодически не справлялась с учебой и приходя домой с «неудом», старалась проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо и виноватый взгляд Решетников и постарался перенести, чуть поменяв героя картины. Настроение картины перекликается со взглядами художника, который считал, что плохая оценка — это расстройство не только школьника, но и родных, и даже всей страны.
Федор Решетников
Картина писалась с натуры, при этом самым сложным было заставить собаку стоять на задних лапах и радостно «встречать» модель для натуры. Тогда художник купил колбасу и просил поднять кусочек — пока пес за ней тянулся, Решетников делал эскиз. Трюк повторялся многократно, пока эскиз не был закончен.
По мнению большинства исследователей позировал Решетникову соседский мальчик Эдвард — сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Нашел художник парня случайно: заметил во дворе лопоухого вратаря футбольной команды. Идеальное попадание! Решетников позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Про задумку картины, правда, умолчал — мало ли, не согласится.
Судьба Эдварда, к слову, довольно печальна — он фактически не знал отца, которого в 1938 году обвинили в «фашистском заговоре латышских националистов» и расстреляли. Реабилитировали Густава Клуциса спустя 16 лет. Эдвард Густович посвятил свою жизнь сохранению творческого наследия отца и снялся в нескольких документальных фильмах. В 1989 году он запросил и получил от Военной коллегии Верховного суда СССР дело своего отца. Картины его отца сохранились благодаря ему, а также жене художника — они хранятся в Третьяковской галерее.
«Переэкзаменовка», 1954 год
Занятно, что «Опять двойка» — это вторая часть трилогии Решетникова (первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка»). На картине «Опять двойка» видна репродукция первой картины, в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция как раз-таки картины с Эдвардом Клуцисом.