В СССР пропаганда была даже на обертках конфет: вот как она выглядела
Начало 20 века расцвет фабричного производства — в том числе и фабрик по производству конфет. Но большевистская революция перечеркнула развитие целой отрасли. Из 145 фабрик (речь о предприятиях, где работало не менее 50 человек) работать продолжили лишь 9 — все они, естественно перешли под управление новым красным государством.
Налаживаться выпуск кондитерской продукции начало с началом НЭПа: причем среди конфет вообще не было шоколадных — только дешевые карамели и драже. Качество самих фантиков тоже было ужасным: плохая желтая бумага, низкосортная полиграфия. Но их культурная ценность велика — ведь они были полноценными агитматериалами.
Например, на них начали рисовать героев новой идеологии: от Ленина и Троцкого до Карла Макса и вождя Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта.
У большого количества конфет в названии начинает присутствовать слово «красный» — «Красный авиатор», «Красный ветеран», «Красная Москва» и так далее. Конечно же, это отражалось и в дизайне.
Существовали и «тематические» конфеты. Началась борьба с неграмотностью? Вышла серия карамели «Азбука» с изображением предметов по алфавиту на разных фантиках. Начали строить метро? Выпустили одноименные конфеты.
Не забыли и об индустриализации — под нее тоже сделали серию конфет с изображением разной техники. Вот так выглядели конфеты из этой серии под названием «Урожай»:
В последующие десятилетия обертки конфет стали куда менее лозунговыми. Исключением можно считать лишь период Великой Отечественной — тогда конфеты делали в основном не для детей, а для фронтовиков, поэтому на каждой конфете красовался лозунг: «Все для фронта — все для победы».
С окончанием войны «пропаганда» в обертках свелась, разве что, к показу достижений СССР — будь то, космическая тематика или «Олимпиада-80». А старые обертки превратились в памятники пропаганды — причем, не в плохом смысле этого слова.