Как на самом деле выглядел Воланд из «Мастера и Маргариты»: описывая его, Булгаков запутался сам
Не секрет, что Михаил Булгаков не успел закончить работу над «Мастером и Маргаритой» в полной мере: из-за болезни и ранней смерти. Данное обстоятельство стало причиной существования даже в окончательной редакции текста множества несостыковок и ляпов. Конечно, менее великим произведение Булгакова они не делают, но слегка запутать читателя вполне в состоянии.
Исправить некоторые из них вполне могла третья жена писателя Елена Сергеевна, готовившая роман к печати на протяжении четверти века. Однако вдова Булгакова приняла решение не редактировать текст в тех местах, насчет которых Михаил Афанасьевич не оставил конкретных указаний.
Например, мы уже рассказывали, что Булгаков явно запутался, когда описывал внешность Мастера. В двух сценах, между которыми по сюжету прошло всего лишь около суток, главный герой книги выглядит по-разному.
К сожалению, применительно это и к Воланду — пусть и не в аналогичных масштабах.
«Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, подмышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой», — так описывал Воланда Булгаков.
Однако в главе «При свечах» глаза волшебным образом меняются местами, и уже «левый — пустой и черный».
С одной стороны, выглядит, как чистейший ляп. С другой, кто знает. Может быть, это концептуальная находка великого писателя: ведь в романе упоминалось, что все свидетели запоминали Воланда по-разному, делая акцент на противоречащих друг другу деталях.
А как думаете вы?