Этот транспорт в СССР называли «инвалидками»: современные дети ни за что не догадаются, о чем речь
Принято считать, что власти СССР очень прохладно относились к маломобильным гражданам. Отчасти это правда — часто инвалидов предпочитали игнорировать, а также замалчивать проблемы, связанные с их жизнедеятельностью.
Однако при этом, меры поддержки такой категории населения все-таки существовали. Самая известная из них — выпуск знаменитых мотоколясок.
Великая Отечественная война сделала сотни тысяч советских людей инвалидами. Многие из них, несмотря на увечья, оставались полными сил. Чтобы они могли трудиться и вести полноценную жизнь, власти решили разработать для них специальный транспорт.
Так, в 1940-е начался выпуск мотоколясок — транспортного средства, сочетающего кузов и шасси наподобие автомобильных с двигателем мотоциклетного типа, а также учитывающего особенности водителей (например, мотоколяски оснащали ручным управлением).
Первой советской мотоколяской стала КМЗ К-1В, выпускавшаяся Киевским мотоциклетным заводом с 1947 по 1951 год. По сути, она представляла собой трехколесный мотоцикл с удобным сидением.
Чуть позже появилась С-1Л, выпущенная Серпуховским мотоциклетным заводом (СМЗ), которому власти отдали эксклюзивные права на производство такого вида транспорта. По сравнению с предыдущим образом, С-1Л казалась беспомощной — мощности двигателя в 3 л. с. не хватало, чтобы въехать в крутую горку даже по асфальту. Но зато у этой модели появилась крыша.
Впрочем, вскоре проблему с мощностью советские инженеры решили, выпустив легендарную С-3А. Новая мотоколяска уже имела четыре колеса и даже напоминала малолитражный автомобиль, который, разумеется, был намного мощнее предыдущей модели.
Как правило, в СССР названия мотоколясок сопровождалось словом «инвалидная», поэтому в народе их стали называть «инвалидками». Тем не менее модель С-3А получила иное прозвище. Благодаря великому фильму «Операция Ы», в котором герой Евгения Моргунова ездил на «эске», ее стали называть «моргуновка».
Самой же удачной «инвалидкой» принято считать модель С-3Д, которая имела независимую подвеску, реечное управления, тросовый привод сцепления и выпускалась аж до 1997 года.
В СССР «инвалидки» не поступали в продажу. Нуждающимся их выдавали специальные службы. При этом после 2,5 лет использования владельцы получали право бесплатно их отремонтировать.
Впрочем, со временем, несмотря на очевидную пользу, мотоколяски все-таки ушли в прошлое. Эксперты сошлись во мнении, что в нашей стране от этого вида транспорта решили отказаться из-за двух главных недостатков: для «инвалидного кресла с мотором» «инвалидки» были излишне габаритны и тяжелы, а по автомобильным меркам их эксплуатационные характеристики, комфорт и остальные потребительские качества явно оставляли желать лучшего. Да и с 1970-х годов простые легковушки начали выпускать с ручным управлением, так что надобность производства мотоколясок постепенно пропала.
После прекращения производства С-3Д в 1997 году завод в городе Кинешма попытался возобновить выпуск мотоколясок, однако успехом эта попытка не увенчалась.
Мотоциклетные коляски остались пережитком прошлого. Так что нынешние дети уже ни за что не догадаются, что такое «мотоколяски» и тем более «инвалидки» с «моргуновками».