Посмотрела «Мегалополис» великого Копполы: фильм мечты режиссера остался непонятым, но есть и плюсы
Обозреватель Sport24 Алина Матинян посмотрела новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» с Адамом Драйвером в главной роли и делится впечатлениями. Премьера ленты состоялась на Каннском кинофестивале, куда «Мегалополис» был отобран для участия в основной программе конкурса, но призов так и не взял. Театральная премьера состоялась 27 сентября в США. Прокат фильма в России пока не планируется.
«Мегалополис» (фильм, 2024)
- Жанр: фантастика, драма
- Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
- Сценарий: Фрэнсис Форд Коппола
- В ролях: Адам Драйвер, Джон Войт, Джанкарло Эспозито, Обри Плаза, Шайа ЛаБаф и другие
Третье тысячелетие, 21 век. Нью-Йорк буквально стал Новым Римом, но город оказывается на грани вырождения. Гениальный архитектор и нобелевский лауреат Цезарь Каталина (Адам Драйвер) стремится перестроить мегаполис, используя для этого открытый им фантастический материал мегалон, но на его пути оказывается мэр города. Фраклин Цицерон (Джанкарло Эспозито) вступает в борьбу с молодым архитектором, не избегая в достижении своей цели даже запрещенных методов. Пока дочь Цицерона Юлия (Натали Эммануэль) всеми силами пытается разрешить конфликт между оппонентами, кузен Цезаря Клавдий (Шайа Лабаф) использует его как возможность для захвата власти в городе.
Как часто вы думаете о Римской империи? Фрэнсис Форд Коппола думал о ней без малого 45 лет. Идея «Мегалополиса» пришла ему сразу после выхода фильма «Апокалипсис сегодня», а сценарий был написан еще в 1980-х годах (затем, правда, неоднократно переписан). Коппола планировал приступить к съемкам ленты в 2001 году, позвать на главные роли Роберта де Ниро и Николаса Кейджа, но события 11 сентября вынудили в очередной раз отложить работу над фильмом. Отложил он ее аж на 20 лет.
Съемки начались только в 2022 году. Коппола был настолько одержим проектом-мечты, что ради его реализации продал часть своих виноградников и взял кредит на 120 миллионов долларов. На сегодняшний день «Мегалополис» — самое дорогое авторское кино в истории кинематографа. Правда, разделить одержимость Копполы оказалось некому. Критики встретили фильм холодно — его рейтинг на Rotten Tomatoes составил всего 49%. Режиссер долго искал прокатчика для «Мегалополиса» — согласились лишь Lionsgate. И то, при условии, что Коппола сам покроет расходы на рекламу. В итоге 27 сентября фильм вышел в прокат только на территории США.
Римская империя пала, а падет ли наша? С таким посылом Коппола начинает фильм, называя его притчей, но с недавним «Падением империи» Алекса Гарленда у него нет ничего общего. Режиссер не зацикливается на одних лишь США, хоть действие фильма и разворачивается на территории нового Нью-Йорка. Коппола берет шире — он рассуждает о жизни всей цивилизации устами Каталины, в образ которого так и просачивается сам режиссер.
Цезарь — романтик и визионер. Из мегалона он мечтает построить новый город, который будет вдохновлять жителей. Франклин — практик. В его арсенале старые-добрые сталь и бетон, а во главе угла — потребности народа в безопасности, образовании и других базовых благах. Но, как отмечает его дочь: вокруг лишь несправедливость и страдания. Цезарь одержим будущим, правильнее даже сказать вечным (хоть и неизбежно живет прошлым, не в силах смириться с утратой жены). Франклину до будущего дела нет — его волнует лишь настоящее. Очевидно, что и те, и другие будут всегда, а их споры никогда не иссякнут, хоть Копполе и удается их примирить.
«Прыгая в неизвестность мы доказываем, что мы свободные», — говорит Каталина и, кажется, именно этим принципом и руководствовался Коппола. Герои фильма наряжаются в древнеримские платья, празднуют свадьбу в Колизее и цитируют то Марка Аврелия, то Софокла, то Шекспира — и все это в общей атмосфере золота ар-деко, словно сошедшей с полотен Густава Климта. Они жаждут несметных богатств, вечной жизни и абсолютной власти. Останавливают время и рассуждают на тему теории струн, пока на город падает советский спутник. Коппола решительно смешивает в «Мегалополисе» все и делает это в хаотичной последовательности, оставляя зрителя перед экраном одного разбираться в этом хаосе.
От фильма не стоит ждать структуры, он, как уже отметили зарубежные критики, скорее визуальный и креативный манифест режиссера. «Утопии не предлагают готовых решений, они созданы для того, чтобы задавать правильные вопросы», — и Коппола следует этому принципу, заставляя зрителя лишь вопрошать, но так и не получать на свои вопросы ответов. Хотя тут же Франклин иронично добавляет: «Утопии превращаются в антиутопии».
В одном из рекламных роликов, привлекая внимание к «Мегалополису», Lionsgate собрали негативные рецензии на предыдущие фильмы Копполы, которые позднее стали культовыми. Отзывы оказались ненастоящими и прокатчик признал, что «облажался». Но если мыслить глобально — в чем своим посылом они были неправы? И «Апокалипсис сегодня», и «Дракулу», и даже «Крестного отца» принимали холодно и с недоумением. И, как говорится, где они сейчас? Повторит ли «Мегалополис» их судьбу или все же превратится из режиссерской утопии в антиутопию? Рассудит лишь время, которое Коппола, судя по фильму, так мечтает хоть ненадолго остановить.
Культовый режиссер давно всем все доказал и «Мегалополис», очевидно, стал тем проектом, который он мечтал снять в первую очередь для себя. Понять его кажется задачей бесполезной и даже бессмысленной, но попытаться все же стоит. Потому что Коппола хоть и смешивает в эфемерном повествовании накопленный всей цивилизацией опыт, в его контексте он по-прежнему рассуждает о настоящем и будущем.