Посмотрела фильм «Субстанция» с Деми Мур про женщину, которая отказывается стареть: вышло красиво и кроваво
В кинотеатрах можно посмотреть фильм ужасов «Субстанция», главные роли в котором сыграли Деми Мур и Маргарет Куолли. Кинообозревательница Анастасия Цой рассказывает, чем интересен боди-хоррор, получивший приз за сценарий на последнем Каннском кинофестивале.
«Субстанция» (фильм, 2024)
- Жанр: ужасы, драма
- Сценарист: Корали Фаржа
- Режиссер: Корали Фаржа
- Актеры: Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд и другие
- Возраст: 18+
- Рейтинг IMDb: 8
На голливудской «Аллее славы» зажигается — точнее, монтируется в тротуар — новая звезда. Имя на ней — Элизабет Спаркл. Однако время беспощадно несется вперед, как на быстрой перемотке, которую использует режиссер. Теперь слава некогда знаменитой актрисы осталась в прошлом. Элизабет давно не появляется на киноэкранах, но до сих пор ведет утреннее фитнес-шоу на телевидении. Она, одетая в латексный спортивный купальник, как будто застряла в 80-х.
Между тем женщину ждут перемены: продюсер хочет перезапустить шоу с молодой ведущей, отправив главную героиню на пенсию. Так что Элизабет решается попробовать уникальный препарат, который, как обещают производители, создаст ее новую версию — более молодую, красивую и совершенную.
Фильму француженки Корали Фаржа («Выжившая») не нужно разгоняться, он пугает практически мгновенно. Искаженные пространства картины, снятые на сверхширокоугольный объектив, практически всегда клаустрофобны, нарочито яркие цвета в случае «Субстанции» не кажутся жизнерадостными, а, скорее, напоминают тревожные картины художников-экспрессионистов (например, «Крик» Эдварда Мунка — тоже своего рода боди-хоррор).
Киноманы заметят в «Субстанции» приветы многим режиссерам прошлого: начиная от произведений немецких киноэкспрессионистов 20-х годов прошлого века, которые тоже любили изломанные пространства, и культовых лент Альфреда Хичкока и заканчивая фильмами Джона Карпентера и Стэнли Кубрика.
Визуально картина невероятно продумана. Безжалостная камера то слишком приближает к зрителю омерзительное лицо продюсера, пока тот справляет нужду, то, не стесняясь, подчеркивает каждую морщинку на лице Деми Мур.
Старение, ненужность главной героини часто дополняется визуальными образами: вот с рекламного щита безразлично срывают ее фотографию, вот, когда все тот же продюсер сообщает об увольнении, в стакане умирает муха, а вот камера выхватывает на тетрадном листе единственное слово — глагол в прошедшем времени. Потому что героиня как будто уже не «есть», а только «была».
В то же время препарат начинает действовать, и на свет появляется Сью в исполнении Маргарет Куолли. Теперь женщины должны меняться каждые семь дней: пока одна живет, другая спит, обеспечивая ее существование. Нарушать правило нельзя, но, конечно, оно будет нарушено.
«Субстанция» — очередная итерация «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда, который в свою очередь наследовал «Шагреневой коже» Оноре де Бальзака. В фильме Корали Фаржа даже есть портрет главной героини, который тоже постепенно меняется.
Знакомая история о желании вечной молодости в картине осмысливается с точки зрения женщин: долгое время женское старение приравнивалось практически к смерти. Мерзкий продюсер говорит героине Деми Мур: «Пятьдесят лет — это конец». В современном мире все еще бурно ведется дискуссия об общественных требованиях к женскому телу, и «Субстанция» — кровавый и яростный аргумент в пользу того, что у женщин нет срока годности.