Посмотрела сиквел фильма «Платформа»: продолжение повторяется, оставаясь антиутопической притчей
Вышла вторая часть «Платформы» — фантастического фильма, рассказывающего о людях, запертых в многоэтажном здании, и критикующего современное устройство общества. Первый фильм, появившийся в 2020 году, стал хитом стриминговой платформы Netflix. Кинообозревательница Анастасия Цой рассказывает, каким получился сиквел.
«Платформа 2»
- Жанр: фантастика, триллер, драма
- Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия
- Актеры: Милена Смит, Ховик Кеучкерян, Наталия Тена и другие
- Платформа: Netflix
- Рейтинг IMDb: 5
Во второй части зрителей вновь возвращают в Дыру — так называют многоэтажное здание, своего рода тюрьму, в которую однако можно попасть по своей воле. В Дыре больше 300 этажей, на каждом из которых находится по два человека. На этажах нет ничего, кроме кроватей, умывальников, а также огромных дыр в потолке и полу. Раз в день — сверху вниз — через них опускается платформа с едой.
На платформе есть блюда для каждого участника необычного эксперимента, однако, как было показано в первой части, в здании процветает социальное неравенство: пока жители верхних этажей пируют, съедая больше, чем им нужно, до обитателей нижних уровней доходят только объедки. Из-за этого люди внизу прибегают к убийствам и каннибализму. Раз в месяц жителей переселяют в случайном порядке: те, кто был наверху, могут оказаться внизу и наоборот.
Главная героиня второй части — художница Перемпуан, которую играет Милена Смит («Параллельные матери»). Она оказывается на среднем уровне вместе с человеком по имени Замятин, склонным к пиромании. Имя героя отсылает к советскому писателю Евгению Замятину — автору антиутопии «Мы».
Мужчина, как и главный герой замятинского романа, — талантливый математик. Однако дело не только в этом. Антиутопия «Мы» описывала тоталитарное общество, отсылая к Советскому Союзу, который изначально строился на идее равенства.
В Дыре тоже показано, как идея равенства приводит к тоталитаризму. Мы узнаем, что главный герой первой части — Горенг — стал легендой после устроенного им бунта. Теперь его называют Учителем, а его учеников — Помазанниками. Учитель создал новый закон, по которому все жители Дыры должны справедливо распределять еду, то есть употреблять в пищу только свои блюда. Так пищи должно хватать всем. Тех, кто отказываются соблюдать закон и едят лишнее, сурово наказывают. Адепты закона строят идеальное будущее, калеча и убивая всех несогласных.
Сначала Перемпуан и Замятин исполняют закон, однако затем главная героиня узнает о жестокости Помазанников, разочаровывается в новом устройстве Дыры и устраивает бунт — на этот раз уже против закона, который, по ее словам, защищает только еду, а не людей.
Таким образом, структурно вторая часть, хоть и с новой сюжетной линией, повторяет первую. Перемпуан, как и Горенг, тоже спускается в самый низ. При этом режиссер не добавляет ничего о мире Дыры. Кто ее создал? Кто ей управляет? В чем смысл эксперимента? Почему люди продолжают добровольно приходить? Ни один из вопросов, возникавших у зрителей еще после просмотра предыдущего фильма, не получает ответа.
Визуально сиквел тоже не придумывает ничего нового: фильм так же, как и оригинал, снят в минималистичных бетонных декорациях, в которых иногда вспыхивают яркие неоновые цвета, добавляющие красоты и тревожности.
Продолжение «Платформы» осталось метафорической притчей, которая больше ставит вопросов, чем дает ответов. Оно не расширяет мир фильма, а только рассуждает, хоть и о важных вещах.