Либеральная повестка и абсурд уничтожили «Звездные войны»: сериал «Аколит» добивает некогда великую киновселенную
За последние 12 лет фанатов саги Джорджа Лукаса выработалось правило: не строить никаких ожиданий относительно новых проектов по «Звездным Войнам». Большая часть выходивших под руководством «Дисней» фильмов и сериалов откровенно разочаровывала, а исключения вроде «Андор» или «Изгой-Один» были как бальзам на истерзанные души поклонников.
Буквально недавно завершившийся сериал «Аколит» с баснословным бюджетом в 180 миллионов долларов продвигали как шедевр, который даст франшизе новый виток развития и поразит всех фанатов до глубины души. Что ж, в одном маркетологи не ошиблись: новый виток действительно состоялся, ибо еще ни один из диснеевских проектов по «Звездным Войнам» не провоцировал настолько мощную волну негатива. На главном мировом агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes зрительский рейтинг «Аколита» составляет всего 17% (в какой-то период он даже падал до 13%), а о том, насколько плохим вышло творение режиссера Лесли Хэдланд не высказался только ленивый.
О том, чем же так плох этот сериал, почему его абсолютно не приняли поклонники и к чему это в итоге приведет, порассуждаем в этом материале. Спойлеры будут, их их много.
Большая проблема «Аколита»
У «Аколита» действительно есть проблемы, и основная — это даже не чрезмерная «повесточность», которая напрягала фанатов еще до релиза (но об этом чуть позже). По большому счету, зрителю все равно, будет в сериале герой или героиня и какого цвета будет его кожа. Зритель хочет увидеть цепляющую историю. Если отбросить всю шелуху с сомнительными высказываниями причастных к сериалу (и об этом чуть позже), «Аколит» — это, в первую очередь, история про то, как можно совершенно бездарно воплотить неплохо звучащую идею.
События сериала происходят за 100 лет до «Скрытой угрозы» во времена расцвета Республики. Войн давно не было, Орден Джедаев на коне, а ситхов уже много лет никто не видел. Неожиданно происходит убийство мастера джедая Индары (Кэри-Энн Мосс). Все улики указывают на Ошу — бывшего падавана, а ныне простого механика на космическом корабле. По ходу дела выясняется, что у нее есть считающаяся погибшей сестра Мэй, которая на самом деле выжила и теперь мстит джедаям за страшное преступление, которое они совершили много лет назад. Как раз она-то и устроила резню в рамках своего обучения в качестве аколита — ученика ситха.
Главная мысль «Аколита» — «не все так однозначно»: джедаи не всегда хорошие и поступают благородно, ситхи тоже не просто так стали такими злыми, белое и черное зачастую меняются местами. Идея могла бы сработать, ведь все эти годы джедаи всегда изображались благородными рыцарями в белом пальто, да и было бы интересно глянуть на них с другой стороны. Но не вышло: у Лесли Хэдланд не получилось главное — донести свою мысль.
Если первые две серии считать вводными, то им еще можно дать поблажку, хотя нелогичность действий персонажей одновременно и веселила, и настораживала. За всякой дичью вроде открытого огня в космосе и выживания в крушении космического корабля без единой царапины в этих эпизодах терялось главное: кто-то по какой-то веской причине устроил охоту на джедаев, причем именно на опытных мастеров, к которым просто так не подберешься.
По идее в третьей серии зритель должен был поверить в то, что было совершено ужасное преступление, но вместо этого в одну кучу намешали столько всего, что на интригу стало наплевать.
Оказалось, что существует некий культ ведьм, живущий на отдаленной планете, потому что их изгнали. У них нет мужчин, но это не мешает им делать детей при помощи силы, которую они называют нитью — именно так и были зачаты Оша и Мэй (тут, конечно, все фанаты саги начали рвать на себе волосы). Компания джедаев захотела устроить девочкам проверку на способности, чтобы завербовать их в свои ряды. Оша заинтересовалась, Мэй же больше интересен был путь культистки. И после череды скомканных событий внезапно все ведьмы мертвы (но нам напрямую не рассказывают, почему они погибли).
Вполне очевидно, отсылки на какие угнетенные сообщества дает в своем произведении Лесли Хэдланд, но она забыла рассказать нам главное: почему нам должно быть жаль ведьм? Почему они сидят в лесу и не отсвечивают? Почему преступление джедаев (пока еще недоказанное) должно убедить нас в том, что представители светлой стороны не такие уж хорошие?
Тем более, впоследствии оказывается, что с точки зрения здравого смысла джедаи вообще ни в чем не виноваты. Мастер Сол, убивший их предводительницу, сделал это потому что она в ответ на его вопрос стала превращаться во что-то потенциально опасное. Остальные ведьмы вообще сами умерли, когда была разрушена ментальная связь между ними и взятым ими под контроль вуки. Причем не ясна ни суть конфликта, ни то, что именно пытались донести авторы сценария.
Если то, что джедаи плохие — нет, не убедили. Результат их действий — исключительно реакция на действия самих ведьм. Да и умерли колдуньи сами. Если же мысль была в том, что на самом деле никакого преступления не было, то внятного оправдания джедаев не последовало даже на словах. Во время просмотра попросту ничего не чувствуешь: нет ни интриги, ни эмоции, ни обещанного в промо детектива. Просто движущиеся картинки.
Противоречия
Неудавшуюся главную интригу дополняет абсолютная неадекватность всего происходящего. Пустые незапоминающиеся персонажи, которые по три раза за серию меняют свое мнение и без конца телепортируются из точки в точку, разрушая целостность вселенной.
Нам показали целую толпу джедаев, единственное предназначение которых — быть убитыми в течение сериала куклами, чтобы выделить мощь главного антагониста. Не запоминаются ни имена, ни характеры героев. Они не вызывают ни сочувствия, ни благоговейного уважения, которое всегда вселяли джедаи.
Персонаж Ли Джон-джэ, мастер Сол, казавшийся в начале самым целостным из всех, в итоге потонул в пучине сценарных противоречий вроде того, что сначала нам преподносят его как чувствующего силу и читающего мысли, а потом он целую вечность не может отличить одну сестру от другой. Этому можно было бы найти оправдание — например, что Оша и Мэй неотличимы, ведь они на самом деле один человек, а ситх Кимир сильнее, и поэтому он сразу все понял, — но не хочется.
Интрига с загадочным ситхом также не сработала: кроме Кимира кандидатов на эту роль в сериале попросту не было, и гадать не пришлось. Да и весь его образ вдребезги разбивается о нелепую сцену с купанием голышом: это выглядит так, будто бы он уже не мог придумать, как еще переманить героиню на темную сторону, и решил использовать метод голого мужика из «Как я встретил вашу маму».
На фоне всех сценарных нелепостей и противоречий самому себе меркнет даже откровенно плохая актерская работа Амандлы Стенберг, сыгравшей главных героинь Ошу и Мэй. Если то, что между героинями не чувствуется различий, и можно списать на историю про две половинки одного целого, то отсутствие эмоционального отыгрыша не оправдать ничем. Актриса красиво смотрится в кадре. Это все. Становится немного обидно за Хейдена Кристенсена, чьи метания между светлой и темной стороной силы хотя бы были видны и на его лице, а не только описывались текстом или действиями.
Добавив к этому скудные декорации, плохо сидящие на актерах (в особенности, на джедаях) костюмы, откровенно халтурный грим, невольно задаешься вопросом: а на что «Дисней» выделил 180 миллионов долларов?
Канон
Отдельной темой хочется выделить тему критики «Аколита» насчет нарушений канона. Здесь все просто: «Звездные Войны» принадлежат «Дисней», и музыку заказывают именно они. Энакин Скайуокер вполне мог быть не единственным зачатым с помощью силы ребенком (хоть это и разрушает его ореол избранности). Культ ведьм тоже во франшизе уже встречался. Есть, конечно, вопросы к световому хлысту или плавно меняющему свой цвет джедайскому мечу, но будем считать, что первое — это желание обозначить значимость персонажа жены Лесли Хэдланд, а второе — попытка придать моменту побольше драматичности.
Обидно, что создатели «Аколита» выбрали очень интересный временной период для своего творения, но в итоге вообще никак его не раскрыли. Все происходящее в сериале могло произойти условно в любое другое время — сеттинг вообще никак не обозначен, авторы не потрудились даже над антуражем.
Что окончательно уничтожило «Аколит»
Возможно провал «Аколита» был бы не таким громким — все бы посмотрели, расстроились из-за плохого сценария и забыли про него, — если бы не крайне сомнительные высказывания главного режиссера, продюсера и сценариста Лесли Хэдланд: активистки, представительницы угнетенных слоев населения и бывшей ассистентки печально известного продюсера Харви Вайнштейна.
Еще до выхода «Аколита» она умудрилась разозлить фанатов, назвав свой проект самым, скажем так, нетрадиционным во франшизе и пошутив на тему того, что R2D2 и C3PO на самом деле пара. Повесточка уже итак стоит у всех поперек горла, и подобные заявления уже настроили фанатов на негатив даже до выхода проекта.
Добавило предварительных опасений и то, что в одном из интервью та же Лесли рассказала, что ради незамыленного взгляда на франшизу она наняла в команду сценаристов барышню, которая вообще не смотрела «Звездные Войны» и считает, что это кино про то, как Харрисон Форд летает по космосу вместе с гигантской собакой.
После показа первых серий появились и первые обзоры и комментарии, критикующие сценарий за его несуразность. А после третьего эпизода всех буквально прорвало: рейтинг сериала катастрофически обрушился, а у фанатов появилось новое развлечение — вытаскивать наружу всю ересь, которую нагородили создатели.
И Лесли Хэдланд совершила ошибку: в ответ она обвинила поклонников в том, что это с ними что-то не так. На самом деле комментарии пишут «агрессивные белые мужики» и расисты, которые не являются истинными фанатами «Звездных Войн», потому что не готовы воспринимать новое.
Подлило масла в огонь и видео, выпущенное актрисой Амандлой Стенберг (которая, к слову, тоже позиционирует себя как небинарную персону), в котором она обвиняет в агрессии фанатиков, расистов, шовинистов и журналистов.
В одном из последних своих высказываний госпожа Хэдланд сообщила, что все, кому сериал не понравился, по ее мнению и вовсе не фанаты. И что теперь у них будут свои.
А теперь вопрос: для кого, в таком случае, создавался этот сериал? Ведь «Дисней» заплатил 4 миллиарда долларов за франшизу именно потому, что у нее огромная фанатская база. И вместе с правами они покупали и любовь всех этих людей.
Да, сериал плохой, но непонятно, зачем при этом нужно оскорблять тех, для кого он был создан. Как итог, всем стало наплевать на «Звездные Войны». Те, кому франшиза никогда не нравилась, вряд ли неожиданно станут ее поклонниками после «Аколита». А те, кто любит творение Лукаса, в общей массе окончательно разочаровались в «Дисней», который нанимает в режиссеры ненавидящих коммьюнити личностей и вообще снимает сериалы для кого-то другого, но не для них.
Вот так и получается, что «Аколит» действительно убил «Звездные Войны».