Эту газировку в СССР делали на основе уникального ингредиента: вот что добавляли в легендарные «Саяны»
В комментариях под серией наших постов о газированных напитках времен СССР читатели Sport24 часто вспоминали напиток «Саяны». Под текстом об эстонской газировке «Белоснежка» можно найти такой комментарий: «Первый раз слышу о таком напитке. Было много другого лимонада, я любила «Саяны».
А под текстом о грузинском цитрусовом напитке «Араду» — такой: «Был и еще напиток «Саяны». Его в наше время еще производили в Черноголовке».
Sport24 рассказывает историю легендарного газированного напитка «Саяны».
***
В XVII веке тысячи русских переселенцев вслед за Ермаком хлынули в Сибирь. Основным способом добычи мяса здесь была охота на оленей-маралов. С течением времени переселенцы заметили, что весной здешние олени питаются не только молодой травой и свежими побегами деревьев, но и корнями загадочного растения.
Так люди открыли «маралий корень», который в те времена рос только в Южной Сибири. Позже растение обзавелось научным названием — левзея.
Выяснилось, что олени поедали маралий корень не зря: в нем нашли алкалоиды, которые тонизируют организм, поднимают работоспособность и снижают влияние стресса на организм. Кроме того, в левзее содержится природный пребиотик инулин, укрепляющий иммунную систему.
Российская фармакология сразу же начала выпускать на основе левзеи общеукрепляющие и тонизирующие настойки, экстракты и бальзамы.
В 1960 году специалистам Всесоюзного научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности одобрили патент на новый напиток под названием «Саяны». Помимо стандартной лимонадной основы (смеси лимонного сока и сахара), в газировку добавили экстракт маральего корня: на 100 мл напитка рассчитывалось 0,6 граммов экстракта.
Таким образом «Саяны» стал не просто очередным газированным, но и тонизирующим напитком. Левзея придавала лимонаду легкий полынный вкус и необычную кислинку, которая отличала «Саяны» от привычных «Колокольчика» или «Ситро».
Сравниться с «Саянами» в оригинальности могли разве что локальные напитки, производившиеся в отдельных республиках СССР, — такие, как узбекский «антиэнергетик» «Гулдаста» или армянский «Арохчутюн» из борщевика и крапивы, — однако они, в отличие от «Саян», появлялись на прилавках лишь в красные даты календаря.
«Саяны» же завоевал народную популярность, так что его производили в большинстве советских республик. Лучшее доказательство — разнообразие этикеток от напитка «Саяны», которые можно найти в интернете. Они есть и на украинском, и на эстонском языке: