Реклама из СССР: никогда не угадаете, что продвигала красавица Шахерезада. Сейчас в России это не производят
Реклама в СССР была разнообразной, театрализованной и иногда немного странной. Вот, к примеру, ролик с советского телевидения, снятый узбекским агентством Всесоюзного объединения «Союзторгреклама». Декорации восточного дворца, прекрасная актриса в роли Шахерезады и рядом с ней — султан, которого в соответствии с законами коммунистической диалектики она называет «тираном». И заветы классовой борьбы сохранены, и знакомый сюжет, и исторические интерьеры. Дальше на экране происходит такой диалог:
— Твоим рассказам нет числа, Шахерезада. Дивлюсь я памяти твоей, и бодрости, и свежему дыханию. Как будто тысячи ночей не провела ты в страхе наказания. Поведай, где источник твой?
— О восхитительный тиран, здесь тайны нет. Напиток тот, что силы мне дарил, перед тобой. Отведай, царь.
— Прекрасный вкус, скажу я без прикрас. Гора, его хлебнув, и та пошла бы в пляс.
Ну а дальше под бодрый рок-н-ролл с узбекскими мотивами в пляс пускаются и султан, и современные участники съемок. Музыкальная часть идет почти две минуты.
Итак, уважаемые знаток, не глядя пока видео, вопрос — что они рекламируют?
Ответ удивит: импортную газировку. Да-да, это рекламный ролик «Пепси-Колы», которую разливали в 1980-е на заводе безалкогольных напитков в Кибрае под Ташкентом.
В СССР Pepsi пришла еще раньше: сначала напиток попробовала советская номенклатура — в 1959 году в Москве на Американской национальной выставке, затем в ходе визита советской делегации в США. Газировку оценил сам Никита Хрущев, и в 1970-х было достигнуто соглашение между американской стороной и Советом министров СССР о торговле, одним из пунктов которого стало производство пепси на советском заводе в обмен на распространение в капиталистических странах водки «Столичная».
К проведению московской Олимпиады пепси продавалась уже повсеместно, в год выпускалось больше 100 млн бутылок, появились автоматы и фирменные ларьки с газировкой. Вкладывались производители Pepsi и в рекламу.
50 лет спустя популярную газировку в России снова не производят — на сей раз из-за санкций и новой геополитической конфронтации. Правда, ввозят по параллельному импорту. Но монополистом в России компания больше не является — в XXI веке Coca-Cola смогла отвоевать большую нишу рынка.