Как выбрать новый велосипед: модели, цены, аксессуары
Как выбрать велосипед для спокойных прогулок или тренировок, и начать свой путь в шоссейных велогонках рассказывает Даниил Лобакин, кандидат в мастера спорта по велоспорту, PROэксперт Спортмастер PRO.
Какой велосипед купить
Разброс цен на велосипеды для классического шоссейного велоспорта огромен — от 30-40 тысяч рублей до 1-2 миллионов. Все зависит от целей, которые определяют уровень оборудования и его стоимость. Профессиональные велосипеды заточены на результат — выиграть на дистанции доли секунд. Чтобы велосипед не стоял дома в качестве экспоната, нужно понять: для каких целей он нужен. Если вы не велогонщик — начинайте с простых вариантов.
Чтобы попробовать, возьмите велосипед среднего ценового сегмента. Если покупать самый дешевый, можно столкнуться со сложностями в эксплуатации. Это повышает шансы быстро забросить велопрогулки. Выбирайте золотую середину с хорошим качеством навесного оборудования. Навесное оборудование — это все, что есть на раме: тормоза, трансмиссия, педали, руль, сиденье и вилка — часть, которая держит переднее колесо.
Обратите внимание на производителя навесного оборудования — шоссейные велосипеды, оснащенные механизмами линейки Shimano 105 надежны и легки в управлении. Стоимость стартового велосипеда для гонок будет варьироваться от 50 до 100 тысяч — она зависит от внутреннего оборудования. Если говорить о городском прогулочном или велосипеде для фитнеса — оптимальный бюджетный вариант будет в районе 20 — 40 тысяч. Разница между нижним и верхними ценовыми диапазонами заключается в ресурсе (насколько быстро велосипед израсходует свой ресурс), весе и легкости в управлении. Варианты верхнего ценового диапазона будут чуть легче и маневреннее. Новичкам лучше не ориентироваться в выборе на металл, из которого сделан корпус: будет сложно оценить преимущества карбоновой рамы. Для начала можно взять алюминиевый.
Какие аксессуары нужны для велосипеда
Список гаджетов и аксессуаров зависит то того, насколько и куда вы собираетесь ехать. Необходимый минимум: насос, набор инструментов (включая заплатки и запасную камеру на случай прокола), фонарь, держатель для фляжки с водой (во время тренировки или активного катания организм теряет влагу, ее запас нужно восполнять), шлем, рюкзак, велосипедные очки и велокомпьютер. Последний позволяет отслеживать километраж, максимальную и среднюю скорость, а также контролировать пробег — велосипедную трансмиссию нужно со временем менять.
Все велосипеды комплектуются катафотами — световозвращающими элементами (на педалях и спицах — желтого цвета, сзади — красного и белого — спереди), а вот фонари и задние габаритные огни — это дополнительное оборудование, которое начинающий велосипедист приобретает самостоятельно. Их стоимость зависит от задач, мощности и качества. Если катаетесь по хорошо освещенному мегаполису, где светло даже ночью, будет достаточно небольшого габаритного огня. Если по маршруту есть темные участки, лучше приобрести мощный фонарь с аккумулятором: он будет освещать дорогу как прожектор.
Каким должен быть зимний велосипед
Все зависит от погоды: не рекомендуется выезжать на велосипеде при температуре меньше -15 градусов: при активном дыхании можно застудить легкие. Также зимой дороги посыпают реагентом и солью, от которых резина высыхает и трескается, смазка выкатывается от влаги и появляется ржавчина. Решением этой проблемы может стать второй — «зимний» велосипед с соответствующими шинами — фэтбайк (дословно — «толстый велосипед»). Он имеет широкие колеса, которые предназначены для езды по рыхлому снегу. Обычный велосипед в этих условиях будет буксовать.
Техническое обслуживание велосипеда
Велосипедам, как и автомобилям, нужно вовремя проходить техническое обслуживание, и делать это в специализированных сервисных центрах.
На всех видах транспорта есть небольшая обкатка. Велосипеды — не исключение. Механизмы и детали техники должны притереться — в результате могут появиться проблемы, которые можно решить на первом ТО, не доводя дело до серьезного ремонта. Обычно его проводят после первых 30-50 километров.
Регулярное ТО лучше делать в конце сезона, когда в мастерских нет очередей. От владельца требуется только периодически смазывать цепь капельной велосипедной смазкой (мотоциклетная не подойдет — она рассчитана на другие обороты и мощности, как и автомобильное масло — на него будет налипать грязь), и при загрязнении мыть велосипед губкой с мыльной водой. Нельзя использовать ручные мойки высокого давления — напор воды вымывает смазку из подшипников, влага попадает в части велосипеда, куда не должна просочиться. Внешне будет хороший чистый велосипед, но детали будут стираться: без смазки металл начнет крутиться по металлу. Избегайте прямых струй воды, не направляйте их на втулки и подвижные элементы. Из шланга можно окатить только раму и колеса.
Где хранить велосипед
Хранить велосипед нужно в сухих отапливаемых помещениях. Минусовая температура будет отрицательно влиять на воздушные камеры и смазку.
Какая экипировка нужна велосипедисту
Для велотренировок понадобятся велошорты и синтетическая футболка. Забудьте про хлопок — он намокает и не выводит влагу. Не нужно ездить в джинсах и брюках, у которых есть толстый шов на промежности. Велошорты имеют специальную уплотненную вставку — она делает продолжительное сидение в седле комфортным.
Что касается шлема, то здесь очень много тонкостей: от него зависит аэродинамика и безопасность. В производстве используют технологии, смягчающие удары — например, дополнительные амортизирующие гелевые вставки. Велошлемы с технологией MIPS оснащены подвижной внутренней частью — «вращающуюся скорлупу», которая снижает воздействие угловых ударов. Некоторые производители используются форму сот, чтобы сделать шлем легким и надежным.
Главное при выборе шлема — удобство. Вторая важная характеристика — вентиляция. Это предполагает качественные материалы. Если выбираете шлем для велофитнеса и коротких городских прогулок — подойдет тот, который сядет комфортно. Если собираетесь ездить в нем 5-6 часов, тогда поролоновые вставки недорогих моделей быстро израсходуют свой ресурс и нужно будет подбирать новый вариант.
Обратите внимание на размер — шлем должен сидеть плотно. Если окажется велик — при падении не будет выполнять свой функционал: съедет с головы и не сможет ее защитить. Шлем должен сидеть правильно: ровно, не закрывать лоб полностью, но и не висеть на затылке. Многие производители шлемов прилагают инструкцию с наглядной картинкой, где указано, как правильно должен сидеть шлем.
Велоспорт как фитнес: тренировки и рекомендации
Успех велотренировок зависит от того, насколько четко вы сидите на велосипеде. Для этого нужно не только выбрать его размер, в зависимости от роста, но и правильно настроить высоту сидения и положение руля. Сидя на велосипеде, прокрутите педаль до нижнего положения — нога должна выпрямиться и плотно стоять на пятке. Вынос руля повлияет на положение спины при катании — для прогулок допустим наклон не более 30 градусов, для фитнеса — около 45, для велогонок — до 60. При правильной технике езды спина должна быть прямой, а плечевой пояс не должен уставать.
Основные рекомендации для тренировок: нарабатывать километраж, делать ускорения, интервальные заезды (чередовать быструю и медленную езду), работать над техникой. Можно использовать природный ландшафт — подъемы и спуски. В велоспорте тело работает в одной плоскости и делает одни и те же движения, тренируются крупные мышцы, ягодицы и внешняя поверхность бедра. Педали — это работа на ноги и растяжка бедра. Для подготовки к соревнованиям лучше отрабатывать технические элементы, тренируясь в паре с кем-то. Например, «сидеть на колесе» — ехать максимально близко друг к другу, как в гонках, чтобы не бояться подобных ситуаций в реальных условиях.
Канал про ЗОЖ в телеграме! Подписывайся