Белорусские клубы проваливают пик своей популярности. Второго шанса у них не будет
Скоро будет уже месяц, как в Европе из всего футбола остался только белорусский. Клубы Высшей лиги провели четыре тура плюс сыграли полтора раунда Кубка страны.
Болельщики со всего мира создают в соцсетях фан-клубы, «Матч-ТВ» транслирует игры в прямом эфире, комментаторы даже научились правильно ставить ударение в слове «Смолевичи», а обзоры туров показывают на британском Sky Sports.
И логично предположить, что клубы белорусской лиги (а конкретнее — их медиа и пиар-службы) сейчас должны пожинать плоды популярности, наращивая свои фан-базы по всему миру. Но логика в этой ситуации очень похожа на коронавирус в Белоруссии. Ее не видно.
На деле клубы оказались не готовы к подобной популярности. Возьмем, например, большую белорусскую четверку. После того, как чемпионат Белоруссии стал главным турниром в Европе, все, что сделал чемпион страны брестское «Динамо» — это начал дублировать твиты на английский язык. Но без взаимодействия с аудиторией отклика не будет. А взаимодействия нет. И если местные болельщики с этим смирились давно, но тех же британцев сухим официозом уже давно не заманить. В инстаграме и фейсбуке — ровно та же история.
Многолетний чемпион Белоруссии и даже некогда участник групповых этапов Лиги чемпионов БАТЭ пошел примерно по тому же пути. Только в Борисове не дублируют на английский русские твиты, а миксуют — что-то публикуют для родной аудитории (как правило новости), что-то — для иностранной (матчевые твиты). В инстаграме — все на русском.
В отличие от брестского «Динамо», аккаунт БАТЭ порой отвечает на реплаи болельщиков. Но, как правило, лишь на вопросы о том, где найти работающую трансляцию. В остальном — никакого интерактива, который мог бы зацепить.
Минское «Динамо» уже почти неделю как полностью отказалось от твитов на кириллице. Вся информация в твиттере — только на английском языке. Но при этом все сопутствующие картинки вряд ли будут понятны человеку, не владеющему русским.
В фейсбуке все посты на белорусском языке. В инстаграме — дублируются на английский лишь избранные посты. Взаимодействие с болельщиками — на уровне БАТЭ. То есть, опять же, очень плохо.
Действующий обладатель Кубка Белоруссии «Шахтер» из Солигорска вообще не заморачивается ведением соцсетей. Вне матчевых дней контент полностью состоит из ссылок на новости официального сайта. Исключительно на русском языке.
А если топ-клубы бездействуют, то что говорить о более мелких? Хотя «Слуцк» теоретически мог бы взорвать интернет, учитывая популярность команды за рубежом. Да, во многом из-за названия, но тем не менее.
Клубные соцсети с 6 апреля тоже отказались от кириллицы. Но все, что было сделано, — это один единственный флешмоб. Который вообще не встретил отклика болельщиков. Даже самых преданных — из Австралии.
У многих команд есть неофициальные аккаунты в твиттере, созданные болельщиками из разных стран. И они гораздо интереснее официальных. Хотя для современного футбола, когда у клубов куда больше ресурсов, это выглядит как нонсенс.
Отдельного упоминания заслуживает Белорусская федерация футбола. На днях твиттер организации начал грозить фанатской страничке о белорусском футболе.
Просим вас поменять название аккаунта, вы выдаете себя за нашу лигу. Мы этого не хотим. Вы также нарушаете наши авторские права и права многих телевизионных компаний мира. Если вы хотите проблем, можете продолжать. Благодарим вас за проделанную работу, но есть рамки дозволенного. Если вы хотите публиковать видео, есть официальный канал в ютубе, используйте ссылки с этого канала.
Возможно, БФФ оказалась права, потому что она способна делать интересный контент для болельщиков самостоятельно? Нет. Твиттер организации состоит из ссылок на тот самый канал на ютубе. А на самом канале редко можно встретить видео, у которого больше 5 тысяч просмотров. Для сравнения, у фан-аккаунта охваты были интереснее. Блестящая работа!
Вот так и живет белорусский футбол на пике своей популярности. Клубы не пытаются завоевать новую аудиторию, а федерация и вовсе ей объявляет войну. Лишь один баянист «Ислочи» работает над популяризацией.
Но волноваться не стоит. Через полтора месяца возобновятся другие чемпионаты. И Высшая лига сможет вернуться на свой докоронавирусный уровень. А в Европе продолжат вспоминать только «Слуцк». Из-за названия.