Олимпийский чемпион построил легионеров и сделал бедовый клуб грандом. Как Широков изменил «Автомобилист»
На старте сезона КХЛ есть очевидные аутсайдеры: «Сочи» и «Нефтехимик», у которых на двоих всего одна победа. Какое-то время главным разочарованием был «Авангард», но после шести поражений подряд омская команда взялась за голову. Лидерство СКА даже притом, что многие скептически относятся к Ротенбергу-тренеру, вряд ли кого-то удивляет. Чего не скажешь про «Автомобилист» и его выступление в первом месяце чемпионата.
«Автомобилист» второй на Востоке. От лидера — магнитогорского «Металлурга» — отставание всего одно очко. При этом с 42 шайбами уральцы — самая результативная команда всей КХЛ. Из первой четверки лучших бомбардиров Екатеринбург представляют… четверо. Абсолютно лучшее большинство в лиге также принадлежит команде Николая Заварухина. 33,9% реализации — это поистине умопомрачительные показатели. Особенно для команды, которая с треском провалила прошлый сезон.
Уже несколько лет в Екатеринбурге строят новый современный ледовый дворец. Еще дольше в крупнейшем уральском городе строят топ-клуб. С тех самых пор, когда «Автомобилист» взял на поруки мощный спонсор в лице УГМК. Вот только финансовые вливания Андрея Козицына никак не находили отражение в спортивном результате. Более того, прошлый сезон «Автомобилист» умудрился завершить за пределами плей-офф. Кажется, это было дно. Дно, от которого клуб оттолкнулся.
По одному месяцу рано делать далекоидующие выводы. «Автомобилист» не стал за это время главным претендентом на Кубок Гагарина. Но еще летом на предсезонных турнирах было понятно, что перед нами совершенно другая команда. Не расхлябанная, а вполне системная, пусть и с креном в атаку. Хотя нельзя сказать, что костяк после прошлогоднего провала кардинальным образом поменялся. Да и во главе команды стоит тренер, уже работавший в Екатеринбурге. Как главным тренером, так и помощником. Николай Заварухин сменил Билла Питерса по ходу прошлого сезона, но патовую ситуацию не исправил.
В чем были проблемы «Автомобилиста» на пути к статусу топ-клуба или, если угодно, гранда? Можно кивать на частую смену тренеров, будь то Крикунов, Мартемьянов или Питерс. Но чаще всего удивляла трансферная политика, краеугольным камнем которой было приглашение опытных, но при этом «сытых» хоккеистов. Особенно это касается не самых мотивированных иностранцев. Были и внутренние конфликты, вроде драки на тренировки между Беком и Тимашовым или менее явного противостояния между Дацюком и Доусом, когда две глыбы не поделили раздевалку.
Нельзя сказать, что «Автомобилист» поменял вектор в селекции. Однако, как минимум одно приобретение в минувшее межсезонье выглядит переломным. Речь о переходе из «Спартака» Сергея Широкова. Это он сейчас идет на первом месте среди лучших снайперов лиги, забросив 9 голов в 11 играх. А вместе со Стефаном Да Костой и Бруксом Мэйсеком делит первое место в бомбардирской гонке КХЛ. Темп набора очков Широкова в составе «Автомобилиста» гораздо выше, чем год назад в составе «Спартака», когда он набрал 29 очков в 45 играх. Но польза Широкова для своего нового клуба не ограничивается только голами и передачами.
Широков прежде всего лидер этой команды. Статус новичка ему ничуть не мешает исполнять эту роль. Что и подтвердило голосование игроков при выборе капитана. Хотя в большинстве команд уже отказались от это процедуры, и все решает главный тренер. Нашивку в итоге доверили Широкову, а не прошлогоднему капитану Никите Трямкину или кому-то из старожилов команды. Это ли не показатель? Ведь речь идет об олимпийском чемпионе Пхенчхана, двукратном чемпионе мира и обладателе Кубка Гагарина. Вряд ли кто-то из русских игроков «Автомобилиста» не знает и не уважает Широкова. Но, похоже, он нашел управу и на иностранцев.
Сразу несколько источников говорят о том, что атмосфера в команде держится на нем и на характерном канадце Патрисе Кормье. При этом год назад Кормье не смог справиться с коллективом в одиночку. Очевидно, что легионеру с его языковым барьером было сложно найти правильные слова для местных игроков. Тогда как вместе с Широковым они делают все, чтобы «Автомобилист» был единым кулаком. А при правильном климате раскрываются и чисто хоккейные навыки. Так практически из пепла восстал Анатолий Голышев, которого после возвращения из Америки открыто критиковал даже Заварухин.
Влияние Широкова на игру «Спартака» было трудно оценить, учитывая, что команда Бориса Миронова не боролась на высокие места, а у самого Широкова не было топовых партнеров. Тогда как в «Автомобилисте» есть как минимум два ударных звена и целая россыпь атакующих защитников, преимущественно праворуких. Заварухин обладает практически беспрецедентным выбором игроков для большинства, но ничего это не имело бы значения, если бы команда из Екатеринбурга продолжала оставаться разобщенной субстанцией без стержня.
Весной ходили слухи о том, что ветеран хочет отправиться в Казань за Олегом Знарком. Вместе они выиграли сразу несколько титулов: как в клубе, так и в сборной. Однако, по нашей информации, от этого варианта отказалось руководство «Ак Барса». Слишком много в столице Татарстана собралось возрастных игроков. А вот в Екатеринбурге Широков на своем месте. 36-летний форвард может стать для «Автомобилиста» тем самым «пятым элементом», коим для «Авангарда» в чемпионский сезон оказался Илья Ковальчук.