ХоккейКХЛ
16 марта 2023, Четверг, 11:00

УГМК в очередной раз «сжег» почти миллиард, но на этот раз поступил мудро. «Автомобилист» не уволил тренера

Николай Заварухин
Антон Басанаев, photo.khl.ru
Поделиться
Комментарии
Заварухина рано списывать.

«Автомобилист» завершил сезон. Завершил довольно бесславно, хотя и ярко. Клуб из Екатеринбурга, который всячески хочет приписать себе приставку «супер», в очередной раз не прошел даже первый раунд плей-офф. Хотя и доигрался до овертайма седьмого матча. И было чертовски интересно посмотреть, как на эту неудачу отреагируют в УГМК. Генеральный спонсор клуба, спонсирующий хоккей с 2016 года, привык удивлять резкими решениями. Однако на этот раз кое-что сложилось иначе.

Каким будет состав «Автомобилиста» на следующий сезон — пока загадка. Ясно, что уральский клуб чуть ли не больше других пострадает от лимита на легионеров. Маттсон, Эберт, Кормье, Да Коста, Мэйсек — с кем-то двумя из этой пятерки придется расстаться. И если шведского вратаря можно заменить молодым Владимиром Галкиным, то каждый из оставшейся четверки — важный элемент команды. Будь то лучший ее снайпер, диспетчер, ключевой защитник или лучший оборонительный форвард.

Максим Шмаков, photo.khl.ru

Но состав «Автомобилиста» на следующий сезон — это хоть и важно, но все-таки вторично. Симптоматично было то, какое решение будет принято по главному тренеру. С предшественниками Николая Заварухина высшее руководство УГМК особо не церемонилось. Довольно быстро убрали Андрея Разина, потом расстались с авторитетными Владимиром Крикуновым, с Андреем Мартемьяновым попрощались даже несмотря на то, что он единственный выходил во второй раунд, а Билла Питерса выгнали посреди его второго сезона в России.

Заварухин, зная методы екатеринбуржского руководства, мог бы отправиться вслед за предшественниками. Однако вместо этого ему выдали контракт еще на два года. Поговаривают, что решение о продлении отношений с этим тренером было принято до Нового года. То есть до затяжного спада, который накрыл «Автомобилист» после паузы на игры сборной. И до столь досадного поражения от «Магнитки». Ведь подопечные Заварухина имели все шансы заканчивать серию в свою пользу еще в шестой игре, но…

Увольнение Заварухина, если бы оно состоялось, было бы увольнением имени пары сантиметров. Тех самых сантиметров, что отделили Алексея Василевского от попадания в ворота. Шайба, посланная им в овертайме седьмой игры, угодила не в створ ворот, а в штангу. И почти сразу «Магнитка» за это соперника наказала. Но если бы Василевский попал, стоял бы вообще вопрос об отставке Заварухина? Догадываемся, что нет. Что знаем точно: попадание не в ворота, а в штангу не должно решать судьбу тренера, игрока и всей организации. Нужно смотреть глубже.

Стал ли «Автомобилист» сильнее, чем год назад или два? Безусловно. Второй сезон Питерса, да и отчасти первый, это сплошные разброд и шатания. С Мартемьяновым порядка было больше, но в плей-офф с нынешним главным тренером «Сибири» команда заходила в тактический тупик (в Новосибирске, кстати история повторилась), а два медведя в лице Дацюка и Доуса так и не ужились в уральской берлоге. Теперь же у «Автомобилиста» появился настоящий и единоличный лидер — Сергей Широков. Капитана в нем сразу признали даже легионеры.

Именно подписание олимпийского чемпиона, обладателя Кубка Гагарина и чемпиона мира — ключевое решение менеджеров «Автомобилиста». Не побоявшись уже весьма солидного возраста экс-форварда «Спартака», они получили не только хоккеиста для первого звена, но и играющего помощника для Николая Заварухина. Ни Трямкин, ни Голышев, ни тем более кто-то из легионеров не годился на эту роль. Сергей и на льду доказывал, что он лидер, и «построить» одноклубников в раздевалке мог. В том числе иностранцев, которые раньше были в Екатеринбурге на особом счету.

Решение не увольнять Заварухина логично еще и потому, что он сам — молодой растущий тренер. В отличие от Крикунова, Питерса или Мартемьянова он явно еще не достиг своего потолка. Но уже проходил второй раунд, правда с другой командой, выбивая как раз «Автомобилист». Но уже сейчас уральцы под его руководством играют в яркий доминирующий хоккей. Осталось лишь разобраться, что случилось с командой в декабре. Была ли это ошибка в физподготовке? Или коллектив по какой-то причине надломился психологически? От ответов на эти вопросы зависит то, повторится ли это вновь.

За эти семь сезонов, что УГМК вкладывает деньги в «Автомобилист», уральская корпорация сожгла не один миллиард. Если первые пару лет спонсор еще присматривался к КХЛ и его порядкам, то потом начал сорить деньгами направо и налево. Клуб покупал буквально все, что блестит и плохо лежит. Причем, как правило, блестящее было уже возрастным и сытым. Такая стратегия позволяла то и дело проводить ударно регулярный чемпионат, но в плей-офф карета неизменно превращалась в тыкву. Как из-за недостатка того или иного элемента, будь то надежный вратарь или игроки оборонительного плана, так и из-за частой смены тренеров.

Александр Лукин, photo.khl.ru

Нельзя сказать, что Максим Рябков, Олег Гросс и люди, которые выдают им деньги, развернулись на 180 градусов и пошли новым путем. Зарплатный бюджет «Автомобилиста» на минувший сезон составлял более 800 миллионов рублей. Огромные деньги уходят на лидеров, не все из которых тянут эту ношу в играх на вылет. В частности, Стефан Да Коста и Брукс Мэйсек, получающие на двоих 130 миллионов. Однако теперь рядом с ними есть работяга Олег Ли, элитный оборонительный центр Патрис Кормье и многие другие разноплановые хоккеисты. Разве что троевластие в воротах отчасти подвело «Автомобилист».

Всякий раз, когда «Автомобилист» прожигал миллионы и миллиарды, руководство увольняло тренеров, а болельщики требовали уволить руководство. Своего рода круговая порука. Но теперь, когда менеджмент уральцев сохранил Заварухина, хочется и руководителям дать как минимум еще один шанс. Только в идеальном мире люди, приходящие из бизнеса или баскетбола как тот же директор «Автомобилиста» Рябков, сходу собирают чемпионские команды. В реальности для первой победы нужно набить шишки и пройти через собственные ошибки. В конце концов, даже СКА шел к своему первому Кубку Гагарина довольно долго, вылетая в том числе в первом раунде. Почему у УГМК должно быть иначе, чем у «Газпрома»?

ХК Автомобилист Екатеринбург
КХЛ
Николай Заварухин
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0