УГМК в очередной раз «сжег» почти миллиард, но на этот раз поступил мудро. «Автомобилист» не уволил тренера
«Автомобилист» завершил сезон. Завершил довольно бесславно, хотя и ярко. Клуб из Екатеринбурга, который всячески хочет приписать себе приставку «супер», в очередной раз не прошел даже первый раунд плей-офф. Хотя и доигрался до овертайма седьмого матча. И было чертовски интересно посмотреть, как на эту неудачу отреагируют в УГМК. Генеральный спонсор клуба, спонсирующий хоккей с 2016 года, привык удивлять резкими решениями. Однако на этот раз кое-что сложилось иначе.
Каким будет состав «Автомобилиста» на следующий сезон — пока загадка. Ясно, что уральский клуб чуть ли не больше других пострадает от лимита на легионеров. Маттсон, Эберт, Кормье, Да Коста, Мэйсек — с кем-то двумя из этой пятерки придется расстаться. И если шведского вратаря можно заменить молодым Владимиром Галкиным, то каждый из оставшейся четверки — важный элемент команды. Будь то лучший ее снайпер, диспетчер, ключевой защитник или лучший оборонительный форвард.
Но состав «Автомобилиста» на следующий сезон — это хоть и важно, но все-таки вторично. Симптоматично было то, какое решение будет принято по главному тренеру. С предшественниками Николая Заварухина высшее руководство УГМК особо не церемонилось. Довольно быстро убрали Андрея Разина, потом расстались с авторитетными Владимиром Крикуновым, с Андреем Мартемьяновым попрощались даже несмотря на то, что он единственный выходил во второй раунд, а Билла Питерса выгнали посреди его второго сезона в России.
Заварухин, зная методы екатеринбуржского руководства, мог бы отправиться вслед за предшественниками. Однако вместо этого ему выдали контракт еще на два года. Поговаривают, что решение о продлении отношений с этим тренером было принято до Нового года. То есть до затяжного спада, который накрыл «Автомобилист» после паузы на игры сборной. И до столь досадного поражения от «Магнитки». Ведь подопечные Заварухина имели все шансы заканчивать серию в свою пользу еще в шестой игре, но…
Увольнение Заварухина, если бы оно состоялось, было бы увольнением имени пары сантиметров. Тех самых сантиметров, что отделили Алексея Василевского от попадания в ворота. Шайба, посланная им в овертайме седьмой игры, угодила не в створ ворот, а в штангу. И почти сразу «Магнитка» за это соперника наказала. Но если бы Василевский попал, стоял бы вообще вопрос об отставке Заварухина? Догадываемся, что нет. Что знаем точно: попадание не в ворота, а в штангу не должно решать судьбу тренера, игрока и всей организации. Нужно смотреть глубже.
Стал ли «Автомобилист» сильнее, чем год назад или два? Безусловно. Второй сезон Питерса, да и отчасти первый, это сплошные разброд и шатания. С Мартемьяновым порядка было больше, но в плей-офф с нынешним главным тренером «Сибири» команда заходила в тактический тупик (в Новосибирске, кстати история повторилась), а два медведя в лице Дацюка и Доуса так и не ужились в уральской берлоге. Теперь же у «Автомобилиста» появился настоящий и единоличный лидер — Сергей Широков. Капитана в нем сразу признали даже легионеры.
Именно подписание олимпийского чемпиона, обладателя Кубка Гагарина и чемпиона мира — ключевое решение менеджеров «Автомобилиста». Не побоявшись уже весьма солидного возраста экс-форварда «Спартака», они получили не только хоккеиста для первого звена, но и играющего помощника для Николая Заварухина. Ни Трямкин, ни Голышев, ни тем более кто-то из легионеров не годился на эту роль. Сергей и на льду доказывал, что он лидер, и «построить» одноклубников в раздевалке мог. В том числе иностранцев, которые раньше были в Екатеринбурге на особом счету.
Решение не увольнять Заварухина логично еще и потому, что он сам — молодой растущий тренер. В отличие от Крикунова, Питерса или Мартемьянова он явно еще не достиг своего потолка. Но уже проходил второй раунд, правда с другой командой, выбивая как раз «Автомобилист». Но уже сейчас уральцы под его руководством играют в яркий доминирующий хоккей. Осталось лишь разобраться, что случилось с командой в декабре. Была ли это ошибка в физподготовке? Или коллектив по какой-то причине надломился психологически? От ответов на эти вопросы зависит то, повторится ли это вновь.
За эти семь сезонов, что УГМК вкладывает деньги в «Автомобилист», уральская корпорация сожгла не один миллиард. Если первые пару лет спонсор еще присматривался к КХЛ и его порядкам, то потом начал сорить деньгами направо и налево. Клуб покупал буквально все, что блестит и плохо лежит. Причем, как правило, блестящее было уже возрастным и сытым. Такая стратегия позволяла то и дело проводить ударно регулярный чемпионат, но в плей-офф карета неизменно превращалась в тыкву. Как из-за недостатка того или иного элемента, будь то надежный вратарь или игроки оборонительного плана, так и из-за частой смены тренеров.
Нельзя сказать, что Максим Рябков, Олег Гросс и люди, которые выдают им деньги, развернулись на 180 градусов и пошли новым путем. Зарплатный бюджет «Автомобилиста» на минувший сезон составлял более 800 миллионов рублей. Огромные деньги уходят на лидеров, не все из которых тянут эту ношу в играх на вылет. В частности, Стефан Да Коста и Брукс Мэйсек, получающие на двоих 130 миллионов. Однако теперь рядом с ними есть работяга Олег Ли, элитный оборонительный центр Патрис Кормье и многие другие разноплановые хоккеисты. Разве что троевластие в воротах отчасти подвело «Автомобилист».
Всякий раз, когда «Автомобилист» прожигал миллионы и миллиарды, руководство увольняло тренеров, а болельщики требовали уволить руководство. Своего рода круговая порука. Но теперь, когда менеджмент уральцев сохранил Заварухина, хочется и руководителям дать как минимум еще один шанс. Только в идеальном мире люди, приходящие из бизнеса или баскетбола как тот же директор «Автомобилиста» Рябков, сходу собирают чемпионские команды. В реальности для первой победы нужно набить шишки и пройти через собственные ошибки. В конце концов, даже СКА шел к своему первому Кубку Гагарина довольно долго, вылетая в том числе в первом раунде. Почему у УГМК должно быть иначе, чем у «Газпрома»?