Футбол
11 сентября 2023, Понедельник, 09:00

На какой машине ездил великий полузащитник СССР. Она была слишком элитной — ее незаконно отобрали власти

shutterstock.com / РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Легендарная «Чайка»!

Йожеф Сабо из киевского «Динамо» и сборной СССР вошел в историю не только как один из самых ярких полузащитников 1960-х, но и как единственный советский футболист, обладавший «Чайкой».

Легендарный советский автомобиль этнический венгр Сабо купил в 1969 году — благодаря связям в венгерском посольстве.

«Старенькую «Чайку» продавало венгерское посольство. Предложили мне — согласился. Заплатил 19 с половиной тысяч, хотя знал, что автомобиль не на ходу. Не было задней полуоси, не работал «автомат». Мне пообещали все отремонтировать в гараже КГБ. Там на некоторые «Волги» ставили двигатели от «Чайки». И ночью на тросе машину дотянули до моего гаража», — рассказывал футболист.

«Чайка» была разработана на базе элитного авто «ЗИМ-12» с целью модернизировать прошлую модель, сделать ее более современной и технологичной. Результат превзошел все ожидания: новый автомобиль получил шикарный дизайн и потрясающую начинку — под капотом у «Чайки» было 195 лошадиных сил, а максимальная скорость машины составляла 160 км/ч.

shutterstock.com

Главной особенностью авто стало его элитарность. В отличие от «ЗИМа», «Чайку» запретили продавать в розницу. Она использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как часть положенного «пакета» привилегий. Кроме того, такие автомобили дарили за особые заслуги перед СССР — в разное время «Чайку» получали Валентина Терешкова, Фидель Кастро, Георгий Жуков, Михаил Шолохов, Галине Уланова.

Разумеется, Сабо хоть и был известен, в категорию настолько влиятельных людей не входил. Поэтому, к сожалению, вскоре у футболиста машину отобрали — толком поездить на ней он так и не успел.

«Когда я зарегистрировал ее в ГАИ, слух о «Чайке» моментально понесся по всему Киеву. В это время проходил партийный съезд. В перерыве зашел разговор о футболе. И кто-то ляпнул: «Футболисты совсем оборзели! Сабо на «Чайке» ездит! Скоро вертолеты начнут покупать». Шелест, в ту пору первый секретарь украинского ЦК, услышал и насупился: «Отобрать у него «Чайку»!"

Едва рассвело, нагрянули ко мне начальники городского и республиканского ГАИ, которые на «Чайку» номера выдавали. Чуть ли не на колени упали: «Отдай машину. Иначе с нас погоны снимут».

Я махнул рукой: черт с вами, вот номера, техпаспорт. Делайте с ней что хотите. Но куда девать автомобиль, который стоит на приколе? Гаишники долго ломали голову. Полтора месяца еще «Чайка» пылилась у меня в гараже. Потом позвонил Константин Продан, правая рука Щербицкого: «Йожеф, ты же сумеешь договориться с посольством? Пускай «Чайку» заберут назад. А мы тебе «Волгу» взамен дадим».

Выбора у Сабо не было — пришлось соглашаться. Футболист отдал «Чайку», успев лишь раз на ней прокатиться.

Дальнейшая же судьба машины оказалась довольно предсказуемой. Получив авто обратно, венгерское посольство перепродало его звезде покруче — неназванной народной артистке Армении. В отличие от футболистов, артистам с таким статусом в СССР на «Чайке» ездить не запрещалось.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0