Почему у Пушкина по златой цепи ходит именно кот: поэт не придумал этого персонажа
Кто не помнит легендарные строчки из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»?
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…
Эти слова цитирует практически каждый первоклассник. Но мало кто задумывается, что же за кот такой расположился на цепях у дуба? И почему именно хвостатый рассказывает сказки?
Откуда кот у Пушкина?
Великий русский писатель вдохновлялся сказками, рассказанными няней в 1824 году — крепостной крестьянкой Ариной Родионовной. В одной из сохранившихся записей «нянюшкиных сказок» можно найти следующую цитату: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет», — из тетради Пушкина № 2368.
Действительно, в народных сказках нередко возникает образ кота. К примеру, в историях, записанных Александром Афанасьевым можно найти такие строки: «Около дворца зеленый сад <…> в том саду есть мельница — сама мелет, сама веет, на сто верст пыль мечет; а возле мельницы золотой столб стоит, на нем золотая клетка висит, и ходит по тому столбу ученый кот; вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает» (из сказки № 286).
Что же за кот такой?
Некоторые ученые считают, что кот-ученый Пушкина никто иной, как кот Баюн, персонаж славянских сказок, обладающий чудесным голосом. Считается, что Баюн усыпляет путников и тех, кто не подготовился к бою с ним, убивает железными когтями.
У Афанасьева есть описание собирательного образа кота-баюна: «Народные русские сказки знают баснословного кота-баюна, которому <…> придается эпитет морского <…> и которого предания ставят в близкую связь с чудесною мельницею<…>. Возле этой мельницы стоит золотой столб, на нем висит золотая клетка, и ходит по столбу кот-баюн: идет вниз — песни поет, подымается вверх — сказки сказывает <…>. Голос кота-баюна раздается на несколько верст; сила его громадная: своих врагов он поражает насмерть или своими песнями напускает на них неодолимый сон», — (А. Н. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу»).
Само слово «баюн» означает «говорун, рассказчик, краснобай», — из Этимологического словаря славянских языков.
Другие ученые считают, что кот Пушкина был сказителем, но никак не злым хищником, черты которого присваивают коту Баюну. Это связано со спорами о существовании кота-Баюна-чудища в народных сказках изначально.
«Вплоть до публикации сборника сказок А.Н. Афанасьева русский фольклор не знал кота-чудовища: в колыбельных кот мог выступать вредителем и даже отождествляться со страшным Букой и другими чудищами, которыми пугали непослушных детей, однако в целом он оставался миролюбивым персонажем, «батюшкой котиком», сказителем и «воркотом», — из статьи «Кот Баюн и квазифольклорная составляющая современной массовой культуры» Кирилла Михайловича Королева.
Почему кот ходил по дубу?
Дерево Пушкин тоже выбрал неслучайно. Исследователи считают, что оно является границей между миром живых и мертвых.
«Дело в том, что согласно народным волшебным сказкам северных русских губерний, границу между нашим миром и тридевятым царством, то есть миром потусторонним, отмечает именно дуб. А черный кот, или кот Баюн, поставлен у этой границы стражем. Его задача — не пускать в тридевятое царство всяких праздношатающихся, причем делает он это, убаюкивая любопытных сказками и песнями. Иногда может уболтать и до смерти, проверяя мозги «объекта заговора» на прочность», — отмечает Александр Байрамов, кандидат исторических наук для «Аргументов и фактов».