Почему в СССР автомобили милиции красили в желтый цвет: в этом был особый смысл
В 1970-х годах жёлто-синие милицейские автомобили были неотъемлемой частью дорожного движения в Советском Союзе. Но почему выбрали такой необычный цвет?
В 30-е и 40-е года образ милиции в глазах населения был в основном негативным. Связано это было с карательными функциями НКВД. Невысокий уровень технического обеспечения тоже не способствовали положительному восприятию. Именно поэтому в 1966 году Николай Щёлоков, близкий друг Брежнева, ставший главой МВД, взялся за изменения в имидже милиции.
Под его руководством милицейские машины получили жёлто-синюю окраску. Этот выбор был логичен, учитывая, что желтый является максимально заметным цветом на дороге, а зрение человека наиболее чувствительно к жёлто-зелёной части спектра. Таким образом, милиция стала лучше видимой и узнаваемой на дорогах.
Однако в начале 1970-х на дорогах появляются все больше ярких цветов. В это время выпускают желтые седаны и ГАЗ-24 с салатовым кузовом. Это буйство красок может быть одной из причин, почему государство снова решило провести ревизию цветовой схемы спецтранспорта.
Обратились в дизайнерский институт ВНИИТЭ. Здесь провели исследования и решили, что желтый цвет действительно является оптимальным для машин милиции. Правда на этот раз определились даже с оттенком и выбрали лимонный. Выяснили также, что синие контрастные полосы помогают выделить машину среди остальных. Но перегружать контрастами специалисты не рекомендовали. Большое количество полос увеличивало зрительную утомляемость участников дорожного движения.
Так, в сентябре 1975 года был утвержден документ — «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования», согласно которому милицейские машины были лимонного оттенка, дополненные синими полосами. Предложения стали основой ГОСТ-стандарта, который вступил в силу с началом 1977 года, но уже в 80-е был отменен.
Все дело в том, что желтая краска оказалась в дефиците. И в 1988 году министр внутренних дел Вадим Бакатин ввел стандартную цветовую схему советской милиции, которая сохраняется и по сей день — белый кузов с синими полосами.
А какой вариант вам нравится больше?