Под легендарной картиной СССР все эти годы было скрыто другое изображение: ученые раскрыли тайну «Колхозниц»
Картины великих мастеров часто хранят в себе тайны, которые становятся известны лишь спустя десятилетия. Порой под слоями краски скрываются другие произведения, открывающие нам неожиданные стороны творчества художников. К примеру, «Монахиня» Ильи Репина изначально была вовсе не связана с религией.
А под картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Колхозницы» был найден утерянный портрет Александра Сергеевича Пушкина!
Что за портрет?
Оказывается, Кузьма Петров-Водкин создавал портрет писателя для Всесоюзной Пушкинской выставки в 1937 году. Но картина конкурсный отбор не прошла. Автор и сам отзывался о ней, по сведениям экспертов, не самым лестным образом. К примеру, его дочь вспоминала:
«Заглянула к папе, а он в плохом настроении, говорит, что у него не клеится с Пушкиным. Все образ не может никак схватить. Взял нож и порезал картину на куски», — цитирует Елену Кузьминичну Дунаеву «Комсомольская правда».
Интересно, что именно во время работы над картиной художник посещал музей-квартиру поэта на Мойке, ездил в Болдино и жил в здании Царскосельского лицея!
В итоге эксперты считали, что художник решил уничтожить картину. До недавнего времени о ее существовании было известно лишь благодаря эскизам и фотографии, сделанной фотохудожником Александром Бродским, отцом поэта Иосифа Бродского.
фото Александра Бродского
Неожиданное открытие
В 2018 году исследователи Русского музея сообщили, что нашли тот самый портрет Пушкина под другой картиной Петрова-Водкина — «Колхозницы». Находку обнаружили благодаря инфракрасному излучению. Оказалось, под верхним слоем «Колхозниц» (1937–1939 годы) скрывался Александр Сергеевич. Причем некоторые детали исходной картины художник не закрашивал — к примеру, часть подушки насыщенного зеленого цвета.
Заведующий отделом технологических исследований музея Сергей Сирро подробно описал находку: очертания головы Пушкина, его сюртука, положение ног и рук. Особенно хорошо сохранились детали дивана, на котором сидел поэт.
Однако некоторые исследователи считают, что авторство портрета может принадлежать совершенно другому художнику. В 30-е годы многие использовали холсты повторно, и Петров-Водкин мог взять чужую работу.
«В 30-х годах, когда денег было немного, некоторые художники использовали для живописи старые загрунтованные холсты. Петров-Водкин славится тем, что он часто писал картины на уже использованных полотнах в целях экономии, потому что не было художественных материалов. Под его работами уже может быть натюрморт, портрет, перевернутый на 90 или 180 градусов, либо пейзажная композиция», — объясняет Сергей Сирро на видео.
Это открытие, независимо от того, принадлежит портрет Пушкина кисти Петрова-Водкина или нет, является важной главой в истории русского искусства. Оно демонстрирует, как современные технологии позволяют нам глубже понять и оценить наследие великих мастеров, открывая новые и неожиданные аспекты их творчества.