Киноляпы или пропаганда? В легендарном «Перл Харборе» масса исторических ошибок
Исторические фильмы порой кишат неточностями. Порой это вполне нормально. Ведь художественные отступления в угоду зрелищности — это не так и плохо. Иногда бывают косяки, вызванные невнимательностью авторов. Как например, современные приспособления во II веке нашей эры. Речь про фильм «Гладиатор».
А еще бывают ситуации, когда создатели сначала не уследили за оператором, а потом намеренно оставили косяк в финальной версии фильма. И думай потом — прикол это или продакт-плейсмент.
Разберем еще один вариант. Когда исторические косяки есть, но природа их появления выглядит немного странной. Более того, есть мнение, что появились они в фильме намеренно. Речь о картине «Перл Харбор», которая вышла на экраны в 2001 году, а в 2002-м взяла Оскар. За лучший звуковой монтаж, правда. Но Оскар есть Оскар.
В целом все красиво и зрелищно. И молодой Бен Аффлек хорош. Но мы же говорим о сюжете. Так что погнали.
Во-первых, американцам в этом фильме приписывают технологии, которые в 1941 году просто не существовали. Например, радисты, размещенные на Гавайях, спокойно слушали, что говорят пилоты бомбардировщиков, находящихся над Тихим океаном. В те времена радиостанции не обладали таким радиусом действия. И, если надо было передать сигнал на большие расстояния, использовалась азбука Морзе.
Другой эпизод был изменен, видимо, в угоду политкорректности. В нем за афроамериканцем Дори Миллером в госпитале ухаживает медсестра. И этого быть не могло. Во время Второй мировой войны американские госпитали были сегрегированные. И белая медсестра не могла находиться в палате наедине с темнокожим пациентом. Наличие сопровождающего было обязательным.
И самое интересное. В одной из сцен японские самолеты намеренно наносят удары по госпиталю на американском корабле. Это тоже историческая ложь. Японцы никогда таких ударов не наносили. И вовсе не потому, что были чересчур гуманными.
Просто госпитали для них были совсем не важными целями. И тратить и без того ограниченное количество боеприпасов на них считалось нецелесообразным. Поэтому японские летчики в реальности бомбили стратегически важные объекты. Госпиталь к ним явно не относился.
Но создателям наверняка нужна была драматургия. Ведь в каждом фильме нужно показать, кто есть добро, а кто — зло.